Развиваем фонематический слух!

07 апреля 2025 г.
Развиваем фонематический слух!. . . . .
Развиваем фонематический слух!.
.
.
.
.

Фонематический слух отвечает за различение звуков речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам.

Зачем развивать фонематический слух? От фонематического слуха во многом зависит успешность обучения ребенка в детском саду, затем и в школе. Это необходимо для того, чтобы отличать друг от друга похожие по звучанию слова (например, «год» и «кот», «том» и «дом») и правильно повторять их, осваивать чтение и письменную речь.

На индивидуальных и подгрупповых занятиях учитель-логопед с детьми постоянно развивает фонематический слух. Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики).

Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Игры на развитие фонематического слуха!

«Угадай, что звучало». Взрослый предлагает послушать, как звучат музыкальные инструменты. После того, как дети запомнили звучание, ставится ширма и за ней воспроизводится звучание инструментов. Ещё один вариант игры — внимательно послушать с ребёнком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Затем предложить ребёнку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. 

«Шумящие мешочки, баночки». Вместе с малышом в мешочки или баночки насыпают крупу, пуговицы, скрепки. Ребёнок должен найти пару предложенному мешочку, послушав звучание остальных мешочков. 

«Услышишь – хлопни или топни». Взрослый произносит ряд звуков, слогов или слов. Ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши или топает ногами. (Ребёнок не видит вашу артикуляцию).

«Маленький учитель». Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить.  Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

«Поймай слово». Взрослый показывает ребенку картинку, например, слово ВЕСНА называет его, заменяя первый звук (ФЕСНА, СЕСНА, ВЕСНА, ЛЕСНА, ТЕСНА, ВЕСНА). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie